НПЗ Европы опасаются роста экспорта российских нефтепродуктов
Российский экспорт дизтоплива и бензина в Европу в 2014 г может существенно возрасти в результате налоговых изменений и вызванного рецессией падения внутреннего спроса.
Если экспорт из РФ действительно возрастет, то для европейских НПЗ это будет еще одним серьезным ударом.
Причиной рецессии стали западные санкции в отношении России.
К 2020 г ожидается рост российского экспорта светлых нефтепродуктов: дизельного топлива – на 17 млн т/год, бензина – на 8 млн т/год.
Разумеется, эти показатели могут быть уменьшены в результате падения цен на нефть и снижения маржи на её переработку, но, в любом случае, рост будет ощутимым.
Официального прогноза на 2015 г по падению внутрироссийского спроса на нефтепродукты пока нет.
Однако при умеренной рецессии, которую прогнозирует Минэкономики РФ, по подсчетам экспертов Wood Mackenzie оно составит 2,1%.
В 2014 г внутренний спрос на топливо в РФ заметно упал, что отчасти произошло из-за уменьшившихся в январе-октябре продаж автомобилей (-12,7%).
Но в октябре этот спад был приостановлен благодаря мерам, принятым российским правительством. Тем не менее, местные НПЗ будут работать независимо от этого.
Европейцы питают надежды, что российская нефтедобыча останется в 2015 г высокой.
Может быть, чуть меньше, чем в рекордном для постсоветского периода 2014 г, но прии этом экспорт нефтепродуктов вырастет.
Завершенные инвестиционные проекты и возможное замедление внутреннего спроса из-за санкций и ухудшения экономической ситуации подталкивают к усилению экспорта нефтепродуктов, прежде всего, бензина и дизеля/газойля.
Западные эксперты опасаются, что в результате такого роста Россия заполонит Европу низкокачественным дизелем и добавит бензина на перенасыщенных рынках.
А это вынудит европейские НПЗ снизить объемы производства.
Росту экспорта светлых нефтепродуктов из РФ способствует и налоговый маневр, одобренный В.Путиным в ноябре.
В результате с 1 января 2015 г снизятся экспортные тарифы как на сырую нефть, так и на высококачественные нефтепродукты.
Налоговый маневр был задуман еще в 2011 г, в числе инициатив по модернизации российских НПЗ, основная часть которых построена в 1940–70-е г.
В результате производство продуктов на российских НПЗ с 2000 г выросло на 45%, достигнув в 2013 г уровня 275 млн т/г – фактически показателей середины 1980-х г.
И западные санкции не смогут помешать дальнейшему росту такого производства.
Если в 2014 г в России было введено в строй 8 новых объектов по переработке нефти, то в 2015 г по данным российского Минэнерго, будет сдано уже 19.
По мнению западных экспертов к 2020 г доля дизеля в российской нефтяной корзине составит 33% +7% к 2013 г.
При этом доля бензина возрастет до 18% +4% к 2013 г.
Налоговый маневр стимулирует российские НПЗ завершить проекты по модернизации, по которым на них нажимает правительство.
Судя по этим и другим процессам, Россия сможет экспортировать намного больше ультранизкого зеленовато-желтого дизеля и намного меньше чистого горючего и вакуумного газойля.
Если раньше экспорт нефтепродуктов из РФ сдерживался проблемами с инфраструктурой, то сейчас Транснефть, например, по проекту Север наращивает мощности по экспорту ДТ через балтийский порт Приморск, предположительно, до 18 млн т к началу 2017 г.
По итогам 2014 г этот показатель составит около 11 млн т.
Когда цены на сырую нефть растут, снижение ввоза горючего и вакуумного газойля наносит двойной удар некоторым европейским НПЗ, которые используют эти продукты в качестве исходного сырья.
Но еще большим ударом для нефтеперерабатывающего сектора в Европе станет увеличение ввозимых объемов дизеля и бензина.
![]() |
Автор статьи: Нефтегазовый портал NefteGaz.kz
Использование материалов данной статьи как в исходном виде, так и в виде фрагментов допускается ТОЛЬКО при наличии активной гиперссылки на сайт www.neftegaz.kz! |
Комментарии (1)